Немецкий суд: читы для PSP — не нарушение авторского права
Федеральный суд Германии (BGH) отклонил апелляцию Sony в деле против двух разработчиков читов для PSP. Суд подтвердил: такие инструменты не нарушают авторские права, потому что они не изменяют исходный код игр (дело № I ZR 157/21).
Иск был подан Sony ещё в 2012 году. С тех пор дело прошло через несколько инстанций. Последним слово было за Высшим земельным судом Гамбурга, который также пришёл к выводу, что читы не нарушают авторские права. Sony попыталась оспорить это решение, и дело дошло до BGH. Прежде чем вынести окончательное решение, BGH обратился за разъяснением в Европейский суд (EuGH).
В своём постановлении от 31 июля Федеральный суд согласился с мнением EuGH — чит-программы вроде рассматриваемых не нарушают авторские права.
Почему читы не считаются вмешательством в код
Согласно немецкому законодательству об авторском праве (параграф 69c, пункт 2), а также директиве ЕС о правовой охране компьютерных программ, запрещено изменять, переводить, адаптировать или перерабатывать код программ без разрешения правообладателя. Это считается нарушением авторских прав.
Но ни EuGH, ни BGH не считают, что чит-программы от ответчиков подпадают под эти действия. В сообщении суда говорится, что к охраняемым авторским элементам относятся исходный код и объектный код, поскольку они являются основой для воспроизведения программы.
Чит-программы в данном случае не вмешиваются в исходный код. Они изменяют лишь данные, загруженные в оперативную память устройства во время игры. То есть, по сути, они меняют только ход исполнения программы, не затрагивая саму структуру или содержимое игры на уровне кода. А значит, никакого нарушения авторских прав не происходит.
О чём конкретно шёл спор
Иск касался двух продуктов: Action Replay PSP и Tilt FX. Это внешние устройства, которые вставлялись в порт приставки PlayStation Portable. Они запускались параллельно с игрой и давали доступ к функциям, не предусмотренным разработчиками. Меню позволяли активировать читы прямо во время игры.
В качестве примера Sony привела игру Motorstorm Arctic Edge. С помощью читов игроки могли открыть всех гонщиков или включить бесконечный турбо-режим. Sony настаивала, что такие инструменты нарушают авторские права и подрывают игровой баланс. Компания утверждала в суде, что "одинаковые правила для всех — основа честной игры и удовольствия от соревнования".
Как развивалось дело
В 2012 году дело было подано в земельный суд Гамбурга. Тогда суд встал на сторону Sony и признал, что продажа таких устройств — это нарушение авторского права (дело 310 O 199/10). Однако апелляционный суд пришёл к противоположному выводу и отклонил иск Sony (дело 5 U 23/12). После этого компания подала кассацию, и дело ушло в BGH.
Контраст с практикой в США
Интересно, что в США суды смотрят на подобные дела иначе. В прошлом году там присяжные признали, что читы могут нарушать авторские права. Речь шла о компании Phoenix Digital, которая через сайт Aimjunkies продавала читы к Destiny 2. Sony (в лице студии Bungie) подала иск и выиграла дело. Суд постановил, что Phoenix Digital должна выплатить $63 000 компенсации.
Так что, как видишь, в Европе и США подход к читам может сильно отличаться. Но по крайней мере в Германии теперь официально: если ты просто запускаешь чит, который не трогает код игры — это не преступление.