В Японии за 10 лет стало на 3 миллиона меньше ПК-геймеров
Famitsu показал первые данные из Famitsu Game Hakusho 2025 — ежегодного отчёта Kadokawa ASCII Research Laboratories о японской и мировой игровой индустрии. Картина для ПК-гейминга в Японии нерадостная: игроков за десятилетие стало меньше, хотя за последний год был небольшой рост.
В целом японский рынок игр вырос на 3,4% с 2023 по 2024 год и достиг примерно 2,396 трлн йен (чуть больше 16 млрд долларов). Общее число игроков (консоль, ПК, мобильные, возраст от 5 до 59 лет) составило около 54,7 млн человек — немного меньше, чем годом ранее (55,5 млн).
Если разбить аудиторию по платформам, то лидируют мобильные игроки — 42,77 млн человек. Консольных — 29,51 млн, а ПК-геймеров — 14,52 млн. При этом многие играют сразу на нескольких устройствах.
В 2024 году ПК-геймеров стало чуть больше, чем в 2023-м (14,45 млн → 14,52 млн), но до показателей 2015 года далеко. Тогда их было 17,49 млн. Для сравнения: консольная аудитория за 10 лет выросла с 26,12 до 29,51 млн, а мобильная — с 14,11 до 42,77 млн. Пик ПК-гейминга был даже раньше — в 2014 году с 20,37 млн игроков. С тех пор ни разу не удалось пробить отметку 17,5 млн.
Причины падения неочевидны. Steam и ПК-гейминг в целом стали заметнее, но популярность мобильных игр явно перетянула на себя внимание. Цены на железо тоже влияют, но рост цен не совпадает по времени с началом спада. Например, по данным Nikkei за июнь 2025 года, за последние шесть лет цены на готовые десктопы в Японии выросли на 40%, а некоторые комплектующие подорожали в три раза.
Есть и статистика по продажам. JEITA в январе 2024 сообщила, что в 2023 году в Японии отгрузили 6,667 млн ПК — на 2,9% меньше, чем годом ранее. Это третий год подряд с падением продаж и самый низкий показатель с 2007 года. В 2024-м был скачок до 8,3 млн штук, но это объясняется массовой заменой техники перед окончанием поддержки Windows 10. При этом JEITA прогнозирует, что с усложнением комплектующих цены на ПК не снизятся, а значит, для многих японских геймеров они будут оставаться менее доступными, чем современные консоли.