Прохождение Medieval: Total War: Viking Invasion (Часть 2)
Конечно, в этом есть определенный смысл — король заменяет собой нескольких солдат, и убить его трудно. Но если уж убить...
Предбоевая подготовка
В оригинальном Medieval: Total War перед боем нам давали только информацию о количестве наших войск и войск неприятеля. Мы могли сделать выбор — сражаться, отступить или выполнить авторасчет боя. Интересно также и то, что если в течение хода проходило больше одного боя, то они следовали один за другим безо всякой паузы и без возможности сохранить игру.
Теперь все иначе. Предбоевой экран совершенно изменился — он стал намного более информативным и подробным. На нем мы видим панораму местности, на которой нас угораздило сражаться, изображения и “звездный” уровень генералов, количество и типы отрядов, которые будут участвовать в бою. По каждому отряду можно посмотреть исчерпывающую информацию о его тактических характеристиках. Можно примерно прикинуть силы ваши и врага, определить основные принципы именно этого сражения, спланировать оборонительную стратегию, найти у врага слабые места. Если силы слишком явно неравны, а в провинции есть крепость, то можно отступить в нее, чтобы затем дождаться подкрепления.
Если у вас больше шестнадцати отрядов, вы сможете определить, какие отряды вы поставите в первые ряды, на острие атаки, а какие — выделите в резерв. Также можно определить порядок подхода резервных отрядов, исходя из каких-то тактических соображений. Кстати, даже если у вас меньше шестнадцати отрядов, вовсе не обязательно выводить их на поле все — некоторые (ненужные или слишком слабые) можно засунуть в подкрепление, пусть они там сидят и не высовываются.
Особо стоит отметить кнопки “Save” и “Load” на самом верху окна — они позволяют быстро сохранить и быстро загрузить игру между битвами. Если у вас планировалось три битвы, но первая же оказалась неудачной, вы можете просто загрузить игру, а не тратить время, пропуская две остальные битвы и целую кучу информационных окон, выскакивающих по окончанию хода.
Что и говорить — удобно.
Тюнинг механики тактического боя
Сам механизм тактического боя тоже претерпел некоторые изменения. Во-первых, заметно усилены лучники. Уж не знаю, подправляли ли им убойную силу стрел, но то, что они стали намного метче стрелять по движущимся отрядам — это факт.
Субъективно кажется, что отряды на поле боя стали намного быстрее утомляться и выдыхаться. Пока что это лишь предположение, и численных этому подтверждений у меня нет. А вот, то, что закрутели верблюды — факт, видный невооруженным глазом. Им настолько прибавили характерной вони, что стоит дважды подумать, прежде чем бросать на “верблюдицу” свою кавалерию — лошади боятся верблюдов теперь просто панически.
Осадные орудия стали стрелять в крепость намного метче и с большей убойной силой. Планируя осады, учитывайте это.
Генерал умер. Да здравствует преемник!
Если вы в свое время увлекались Medieval: Total War, то наверняка жутко злились, когда неожиданно обнаруживали у одного из своих любимых генералов неприятный порок, который вылупился непонятно откуда и тихо сидел в статистиках, пока речь не дошла до главного сражения. Слава богу, в дополнении нам облегчили жизнь. Во-первых, после каждого хода специальное окно сообщает нам, какие добродетели и пороки приобрел тот или иной генерал. Во-вторых, теперь приобретение добродетелей и пороков стало более активным, быстрым и наглядным. Кстати, берегитесь внезапного подешевения вашего командующего — искусственный враг склонен не пропускать такой шанс.
Вы наверняка помните и то, что генералы в игре были настоящими Дунканами Маклаудами, могли жить по сотням лет и самостоятельно умирать отказывались наотрез — разве что в бою. Нынче дела обстоят несколько более реалистично — по достижении часа “Ч” генерал, как положено, откидывает копытца. Но не горюйте о потере опытного вояки — согласно игровой легенде, каждый генерал перед смертью успевает подготовить себе преемника, который встает на должность и.о. после смерти генерала, наследует его уровень и большую часть его добродетелей и пороков.
Будет, будет... Шашлык из тебя будет!
Во время штурма ворот продвинутого замка осажденные иногда льют на атакующих кипящее масло. На первый взгляд, это не такое уж и серьезное изменение баланса (вспомните, часто ли вы штурмовали замки в оригинальном Medieval?). Но, если вы все же решитесь идти на штурм вражеских ворот в Viking Invasion, то необходимо помнить о реальной перспективе получить за шиворот горячие желтые шарики (а именно так выливание масла выглядит в бою). Не стоит недооценивать эти пушистые желтые штучки — один залп этими колобками может запросто свести на нет любой отряд, что оказался не вовремя у ворот.
Следствие — ворота лучше ломать осадными орудиями, не подвергая своих солдат риску. Можно заниматься другими стенами, поскольку масло льется только с ворот. Если осадных орудий нет, а замок стратегически важен и брать его надо, используйте смертников с разреженным построением. Если есть реальная угроза “умасливания”, немедленно отбегайте подальше от ворот. Ни в коем случае не ломайте стены генеральским или, тем более, королевским отрядом — дело в том, что смертность при обливании маслом никак не зависит от количества хитов (в смысле, здоровья) конкретного солдата. Даже если у короля в девять раз больше жизней, чем у простого солдата, кипящее масло может поразить его с той же легкостью (однако, если старший принц — урод и пьяница, а младший — весь из себя молодец, то стоит подумать о том, чтобы подвести старшего под маслице) .
Чтобы не быть голословным, приведу несколько цифр, которые были откопаны дотошными исследователями масляных дел — они сразу все прояснят.
& Масло начинает литься, когда у ворот больше двух солдат врага. На меньшее они не согласны.
& Максимальное число дружественных солдат под воротами, которыми защитники могут пожертвовать — двадцать человек. Если их будет больше, масло не польется — жалко им своих.
& Время перезарядки чанов с маслом — от двенадцати до двадцати пяти секунд.
& Время реакции защитников после атаки ворот — двадцать секунд. Раньше масло не польется, поэтому пользуйтесь этим временем с умом.
& Количество зарядов кипящего масла — пять. Это значит, что после пятого вашего ошпаренного отряда вы можете брать ворота голыми руками — масло у врагов просто кончится.
& Время одного залпа масла — девять секунд. За эти девять секунд масло может наделать неприятностей.
& Задержка между началом выливания масла и началом умирания ваших солдат — две секунды. Успеете отбежать?
& Средний шанс находящегося в зоне поражения солдата умереть от кипящего масла — 0,03 в секунду. Это не точная цифра, она зависит от разных факторов. Но, исходя из нее, можно подсчитать, что если в зоне поражения находится отряд из шестидесяти сферических солдат в вакууме, то умрут около двадцати.
Вот и все, что я хотел сказать про кипящее масло со стен. Удачи в обращении со средневековыми Аннушками.
В глухой провинции у моря
Небольшие косметические изменения коснулись и ваших взаимоотношений с провинциями. Внимание, всем радоваться полчаса: теперь после нажатия клавиши Shift вы увидите цвета лояльности провинций в реальном времени. Вы можете просто перебросить фигурку войска с одной провинции на другую и сразу же проверить, не назреют ли где-нибудь после этого вольнодумные настроения. Почему этого нельзя было сделать раньше — неизвестно. Сделали сейчас — спасибо и на том.
Улучшили и интерфейс с постройками в провинции: теперь каждая постройка сама спешит сообщить о себе, что именно она улучшает в данной местности — это тоже очень удобно, и странно, почему этого не было раньше. Экономические отчеты по каждой провинции стали намного более подробны — стало видно, сколько мы заработали от трудов крестьян и сколько денег нам досталось от торговли. Ежегодный баланс теперь отображается не с опозданием на ход, а в реальном времени.
Отстроив в провинции гостиницу, вы получаете доступ к очень большому разнообразию наемников, среди которых можно подобрать действительно неплохие по соотношению цена/качество. Выделив находящегося в провинции эмиссара или принцессу, вы получите подробный отчет о том, куда они направляются, и зачем.
Наконец, теперь можно установить уровень лояльности для расчета автоматического сбора налогов. Как вы помните, раньше налоги рассчитывались из принципа “чтобы только не рванула народная война!” — теперь можно установить предел не в сто процентов лояльности, а на любой другой уровень, чтобы потом лихорадочно не гасить народные возмущения вводом войск.
Несколько изменилась роль флота, и теперь акцент смещен от его торговой роли к военной. В новом сценарии роль торговли вообще сведена к минимуму — поэтому, если вы покупали Viking Invasion ради рогатых норманнов, то, играя в него, сможете в определенной степени отдохнуть от экономических проблем, занимаясь больше военными делами. И это правильно, товарищи.
Могут быть проблемы...
Я просто не мог рассказать об этом в начале руководства — иначе бы вы сильно расстроились. Дело в том, что Medieval: Total War с установленным дополнением Viking Invasion не поддерживает старые сохранения и записанные сражения. Она просто с ними несовместима. Это печально, но это факт. Вы, конечно, можете попытаться загрузить старую сохраненную игру, но будьте готовы к непредсказуемым глюкам. Например, могут сдохнуть в один год все ваши генералы — и это еще только цветочки.
Притом, замечу — изменения касаются не только нового сценария про викингов, но и старых тоже.
Ирокезы не сдаются, или немного об осадах
Немаловажным нововведением стали потери осаждающих во время осад замков. В течение каждого года осады убывают не только войска внутри замка, но и снаружи. Это намного ближе к исторической правде, ведь в реальности осаждающие войска нередко несли потери от вражеских вылазок, из-за действий местных крестьян-партизан, от несчастных случаев или просто от скуки.
Читайте также:
Последнее обновление: 4 ноября 2009 года