Прохождение Medieval 2: Total War (Часть 6)
Лес копий не пугает лошадей и не наносит большого урона в момент штурма, так что если вы хотите, чтобы копейщики выжили, — ставьте отряд через интервалы, и лошадникам не поздоровится. Лишь швейцарские пикейщики и ландскнехты со своим противокавалерийским строем в три ряда могут надеяться на успех в бою с конницей.
К сведению: строчка showbanners = 1 в файле medieval2.preference.cfg отвечает за вымпелы над отрядами. Если исправить значение на ноль, эти флажки исчезнут. За зеленые кружки под отрядами отвечает строчка disable_arrow_markers, а за сценки <генерала убили>, <ворота взяли> — event_cutscenes.
Стоит знать еще об одной особенности игры — отряды с алебардами (Zvei Hander, Billmen, Forlorn Hope), очень слабы в бою и проигрывают даже самым дешевым отрядам. Это, скорее всего, баг, и он ждет заплаток.
Тренировка отрядов
Еще одно нововведение связано с ролевыми элементами. В Rome: Total War опытный отряд получал очень сильные прибавки к параметрам атаки и защиты. Здесь же <старикам> дали по шапке, и теперь количество нашивок не важно — важен лишь их цвет.
1-3 (одна, две и три бронзовых нашивки) — прибавка по единице к атаке и защите.
4-6 (серебряные нашивки) — прибавка равна двум.
7-9 (золотые нашивки) — прибавка равна трем.
Это достаточно скромные цифры. Однако не стоит забывать, что растут и другие, незаметные параметры — боевой дух или меткость у стрелковых отрядов (зато у них не растет урон от стрел, как это было раньше).
К сведению: переучивать и объединять отряды стало проще, чем в Medieval. Теперь побитые отряды сохраняют опыт, даже если их осталось совсем мало.
Напомню еще раз, что обновленная броня для отрядов дает лишь внешний эффект — реально она почти не увеличивается. И это, к сожалению, не баг — просто разработчики не могли допустить, чтобы лучники получили рыцарский доспех не в качестве украшения, а как серьезную защиту.
Подкрепления
С подкреплениями можно обращаться двумя способами — или отдать их под контроль ИИ, или поставить на край карты, чтобы они по одному выходили, когда для них освободится место. Максимум — двадцать <ваших> отрядов на карте, то есть ваш отряд должен либо сам уйти с карты, либо убежать, либо быть уничтоженным, либо... отсутствовать с самого начала.
Отдать отряды под контроль ИИ порой бывает очень удобно: сорок отрядов — это серьезная сила, пусть даже двадцать из них управляются глупой железкой. Но делать это стоит, только если вам не жалко рискнуть отрядами и генералом, если он в армии есть. Проблема <генералов-самоубийц> (салют, Цезарь!) никуда из игры не делась.
В бою ваши же отряды могут ненароком расстроить ваши планы, а то и обстрелять вас из луков (терпимо) или из пушек. Целиться-то он будет во врага, с которым вы сражаетесь, и действовать будет из лучших побуждений.
Это очень грустно, но выбрать порядок появления подкрепления на поле боя (как это было в Rome: Total War) нельзя. Это еще один <урезанный> разработчиками по неизвестным причинам момент.
Осада и оборона
Недаром во вступительном ролике показан на игровом движке штурм города. Именно осады и оборона стали самым красивым и эффектным зрелищем в новой игре.
Правила похожие — на стратегической карте армия осаждает город и начинает строить осадные орудия. Большая армия может выстроить несколько башен, лестниц и таран за один ход, маленькая сделает это за два-три хода.
Сидеть в осаде враг может несколько ходов (шестнадцать игровых лет — легко!), но его отряды будут медленно таять. В любой момент он может устроить вылазку. При этом у осаждающих не будет возможности выстроить перед боем войска (они обычно стоят по умолчанию в ряд перед главными воротами).
Это баг: если вся вражеская армия бросится на приступ по одной лестнице или башне, то толпа из сотен солдат может притормозить игру — расчеты передвижения доведут процессор до коматозного состояния.
Город можно штурмовать, если построен хотя бы один таран или лестница. Если в отряде есть осадные орудия, можно попробовать штурмовать город сразу. Еще могут пособить шпионы — если заранее <посадить> их в город, они откроют для вас ворота.
Это баг: очень часто честные вражеские генералы отказываются штурмовать ваш город через открытые шпионами ворота, предпочитая лезть на стены.
Штурм проходит так: подкатываем таран к воротам, несем к стенам лестницы и катим башни. Враг в это время обстреливает вас из луков и арбалетов — оборонительные башенки стреляют в вас стрелами, копьями или ядрами.
Это баг: башни с баллистами иногда стреляют пушечными ядрами, а пушечные башни, наоборот, — горящими копьями.
Цель врага — в первую очередь попытаться сжечь таран и башни. Если стрелы их подожгут, потушить огонь будет уже нельзя.
Это важно: помните, что оборонительные башенки не стреляют без присмотра, — рядом с ними обязательно должен находиться отряд.
В башни и на лестницы надо ставить самые сильные пехотные отряды. Таран могут волочить и лучники.
К сведению: подкопы теперь делать нельзя, да и незачем — с такими-то пушками.
Первая ваша цель — захват стены. Пробейте ворота или займите стены с лестниц или башен. Потеряв участок стены, ИИ начнет спускать со стен свои войска, отступать на площадь или за следующий ряд стен, если вы штурмуете замок.
Это баг: берегитесь слонов Тамерлана — они умеют захватывать стены на расстоянии, методом телепатии.
Цель штурма — не истребить всех защитников, а занять центральную площадь и продержаться на ней три минуты. Обычно, впрочем, одно другому не мешает.
Если вы заняли стену города — продвигайтесь к центральной площади. Помните, что в городских боях войска несут огромные потери, особенно конница. Если же у замка есть второй ряд стен, то вы можете ворваться в цитадель на плечах бегущих защитников (это происходит очень часто) или просто завести через ворота и проломы в стене осадные орудия, таран и лестницы (да, их можно использовать повторно).
Совет: чаще всего удобнее пройти по стенам — внутренний ряд стен сообщается с внешним.
За городскими стенами почти невозможно маневрировать, так что занимать города придется в основном грубой силой. Вам помогут еще два совета:
Используйте убийц, чтобы перед штурмом взорвать в городе оборонительные башни с баллистами или пушками. К сожалению, взрывать сами стены убийца не может.
Если ворота открыл перед вами шпион, то знайте — открыты не только эти ворота, но и все остальные по периметру всей стены.
Если враг делает вылазку — это большая удача для вас, ведь он выходит за стены города, теряя преимущество. К тому же вы выстроены в длинный ряд (сразу же бросайте осадные орудия и командуйте быстрое построение), а враг выходит из ворот в беспорядке. Его атаку очень легко отразить, и на его плечах легко ворваться и за стены города, и в цитадель, и на городскую площадь.
В обороне городов ставьте лучников на стены и обстреливайте врага, стараясь поджечь его осадные орудия. Перед проломами стен расставляйте самые сильные отряды (например, зверей-крестьян), стараясь поймать врага <в мешок>. В крепостях проще оставить несколько стрелковых отрядов рядом с оборонительными башнями, а основные силы отвести к цитадели. Враг, продвигаясь к вам, будет терять солдат, а вы их сэкономите.
Артиллерия — полевая и осадная
Артиллерия в игре четко подразделяется на полевую и осадную. Баллистами, ракетницами, легкими пушками и серпентинами хорошо бить пехоту в поле (особенно <генеральский> отряд), катапульты, требюше и большие пушки подходят для взятия городов с ходу.
Для вражеских солдат и артиллерии хорошо подходят огненные и взрывчатые снаряды, для сноса стен, башен и ворот — обычные. Требюше может забросать город дохлыми коровами — от их испарений враги пухнут и дохнут, теряя силы. Системы опознавания <свой-чужой> у погибшей скотинки нет.
Не злоупотребляйте полевой артиллерией — в скоротечном бою пушки в большом количестве погоды не сделают, а место в армии займут. Осадную артиллерию тоже не таскайте с собой в большом количестве — для выноса ворот и пары проломов в стене хватит пары катапульт.
Это интересно: отряды, работающие на катапультах, — настоящие звери. Они на моих глазах разрывали на куски конные отряды, подкравшиеся с тыла. Должно быть, непрерывная работа с тяжелым воротом развила в них силушку богатырскую.
Артиллерия почти не годится для обстрела прячущегося за стенами города врага. Даже мортира малоэффективна — и все из-за очень невысокой меткости. Попасть со ста шагов в ворота намного проще.
Лучники и арбалетчики
Разработчики боятся <дружественного огня> как... огня. Для того чтобы его избежать, они приделали арбалетчикам возможность стрелять навесом и разрешили стрелковым отрядам по своему почину прекращать огонь и переносить его на другие вражеские отряды, если есть риск задеть своих.
Если выделить несколько отрядов лучников и приказать им стрелять в один отряд, то они выберут себе цели самостоятельно, исходя из собственных представлений о том, как лучше нанести ущерб врагу. Порой они излишне самостоятельны и этим огорчают хозяев. Хотя даже не знаю, что может огорчить больше, чем нежелание уходить с пути войск врага. Иногда арбалетчики, получив приказ отступать, некоторое время <стреляют> пустыми арбалетами и обычно попадают под удар вражеской кавалерии.
Во всем остальном они похожи на лучников и арбалетчиков Rome. Лучше стреляют сверху вниз, плохо стреляют в гору. Горящие стрелы меньше убивают, но, сжигая врагов (что на них намазано — напалм?), быстро сводят на нет боевой дух. В дождь стрелки работают... плохо.
В перестрелке имеет смысл разредить строй. Очень часто в бою из-за проблем ИИ окупается отключение режима Skirmish — лучники перестают отбегать от приближающегося врага, чем иногда приводят его в ступор.
К сведению: некоторые английские лучники умеют перед боем выставлять перед собой колья для защиты от конницы.
Читайте также:
Последнее обновление: 4 ноября 2009 года