Прохождение Caesar 4 (Часть 3)
Начинается она с насосной станции (pump house), которая размещается на берегу реки или озера и качает оттуда воду. Стоит это удовольствие 40 денариев. От нее тянется акведук стоимостью в 3 денария за каждую секцию (а секции очень малы), целый же длинный водопровод может вылиться в сотни монет. Заканчивается акведук на бассейне, стоящем 80 денариев. А уж он имеет некоторую территорию, которую снабжает водой. На этой территории могут быть размещены термы и фонтаны (15 денариев). Последние очень радуют народ в плане питьевой воды. Хотя, опять же, на мой взгляд, колодцы явно почище будут.
Здесь же есть мосты (200-500) и судоходные мосты (720-1500), стоимость которых меняется в зависимости от протяженности. Судоходные мосты, что логично, отличаются тем, что под ними могут пройти торговые суда.
Правительство
Первые три здания не любят, поэтому ставить их стоит подальше от заселенных районов. Но они необходимы, поэтому должны быть всегда. Кроме того, размах деятельности служителей закона довольно велик, и даже одно здание может обслуживать весь город. Большее количество нужно лишь для увеличения служителей и, соответственно, ускорения прибытия их к месту происшествия. Офис префекта стоит 30 денариев. Префект занимается тушением пожаров и искоренением преступности. Местные преступники в основном промышляют поджигательством, поэтому большое число префектов способствует тому, что поджогов просто не будет. Тем более что новоявленные <геростраты> сначала весьма продолжительное время приплясывают на улицах с факелом, а только потом выбирают мишень для своих противоправных действий.
Инженеры (25 денариев) занимаются профилактикой обрушения зданий. Если в городе нет инженеров, то здания ветшают, и через некоторое время у вас будет значительное количество совершенно бесполезных развалин. Кроме того, счастливые жители периодически желают расширить свой дом, дабы это самое счастье разделить с еще большим числом пришельцев в город. Но запланировать расширение — это одно. А вот случится оно только тогда, когда придет инженер и утвердит проект. Полезное заведение.
Наконец, сборщики налогов (35 денариев) занимаются тем, что собственно собирают налоги с рынков и вилл аристократов. Разумеется, лишних денег не бывает, поэтому строим и их.
Губернатор (то есть вы) может обладать одним из трех зданий. Тут логика проста — чем больше здание, тем выше ваш престиж в Риме. Но не стоит увлекаться и строить здание не по рангу — престиж зарвавшегося губернатора падает.
Кроме этого есть базилика (400 денариев) и форум (200). Первая повышает счастье патрициев, которые периодически наведываются туда управлять городом. На форуме толкутся исключительно безработные плебеи и всадники. Именно там они пытаются влиять на судьбу города. Конечно, каким-то правам они рады, но при слишком большом скоплении запросто поднимают восстание.
Улучшения
Включают в себя всевозможные статуи, сады и площади. Все это увеличивает счастье жителей. Но если сады и статуи требуют некоторого места (неплохих денег, а иногда и мрамора), то площадями можно заменить дороги, и счастье народа от вашей догадливости резко возрастет. Особенно полезно строить площади около домов патрициев — им много что нужно для счастья.
Военное дело
Включает в себя три типа построек, и все это необходимо для правильного развития армии. К первому типу относятся оборонительные сооружения. Для начала строятся стены по 3 денария за сегмент. А вот башни (200 денариев) и городские ворота (150) — это уже вполне нормальное рабочее место, куда требуются соответственно по 38 и 45 представителей плебса. Зато у вашего города будет надежная охрана, ведь сидящие на башнях стрелки и вверенные им баллисты не дадут врагу расшалиться.
Хорошо, когда есть защита. Но далеко не всегда она спасает. Да еще и из-за ошибок игры случаются проблемы, когда противник лихо преодолевает, казалось бы, неприступные стены. Поэтому армия необходима. Тем более что армия тут профессиональная, из наемников, которые не восстают. Для того чтобы нанять армию, требуется возвести один из видов фортов. Форты для легкой пехоты и лучников стоят по 600 денариев. Форты для тяжелой пехоты и кавалерии обойдутся по 750. В каждом форте соберется когорта из 20 бойцов, которая и будет защищать вас, если вдруг пожалуют варвары или прочая напасть. Жители города, кстати, армию тоже очень не любят. Поэтому все военные постройки должны быть построены подальше от жилых кварталов.
Это интересно: все легионы имеют свое имя (вполне реальное) и номер. Причем номера идут не подряд, а как случайно выпадет. Иногда волей случайности получается несколько легионов с одним названием.
Вот вы построили форт и надеетесь, что сейчас у вас будет полно бойцов. А зря. Необходимы еще 3 постройки. Первая, вербовочный пункт, стоит 260 денариев, и именно туда приносят оружие и броню. Здесь же его выдают новым солдатам, после чего те отправляются в казармы проходить службу. Все время солдат занято службой, поэтому им некогда даже готовить себе пищу. Этим занимается кухня, которая накапливает запасы продовольствия. Именно оттуда еда доставляется в форты. Стоит это удовольствие 100 денариев. Наконец, мало обладать когортами солдат, надо еще, чтобы они натренировались и стали настоящими убийцами. Для этого и нужен тренировочный двор, где воины поднимают свои боевые навыки.
Советники
Предположим, что вы, на первый взгляд, со всем уже справляетесь. Однако это не повод не обращать внимания на советников. Тем более что тут можно найти бездну полезнейшей информации. И всего-то надо — нажать на кнопку advisors и посмотреть, что же хорошего нам расскажут.
Первый советник, по общим вопросам (chief), быстро расскажет об общем положении дел по всем основным вопросам. Если в какой-то сфере происходит что-то необычное (скорее, даже вредное), то сообщение по этой теме будет выделено красным. Если такой цвет присутствует — надо отмечать тему и узнавать подробности у более конкретных советников.
Советник по труду (labor) поведает об имеющихся рабочих местах для плебса и всадников, а также о наличии рабочих рук. Идеально точного совпадения достигнуть никогда не удается, но наилучшее сочетание, когда у вас имеется легкий недостаток рабочих рук или легкая безработица (что чуть хуже). Если рабочих рук недостает, то можно отрегулировать приоритеты направления граждан на работы. Отрегулировав рабочие потоки в пользу добычи ресурсов, вы всегда будете иметь полные фермы. Здесь же можно отрегулировать величину зарплаты рабочим. Обычно народ радуется ее увеличению, но не стоит расшвыриваться деньгами, для урегулирования настроения есть и другие способы.
Советник по экономике (finance) поведает вам, насколько хороши ваши дела в этой сфере, расскажет обо всех доходах и расходах. Здесь можно регулировать налоги на имущество (платят патриции) и доход (платят рынки).
Имперский советник (empire) поведает о рейтинге в Риме, расскажет о заказах из Рима, вашей зарплате и возможности поднять рейтинг при помощи подарков Риму (естественно, такие подарки можно сделать только за счет своих собственных сбережений). Также здесь можно менять зарплату себе, любимому, и на скопленные средства устраивать празднования в честь богов. Так, для жертвы Юпитеру требуется зерно и храм Юпитера; для парада в честь Марса — одежда, тренировочный двор и сколько-то денариев, это повысит боевой дух войск. Фестиваль в честь Меркурия потребует золота и наличия рынка привозных товаров, но результатом будет временное удвоение прибыли от налога с доходов. Для праздника в честь Цереры потребуется мясо и цирк, зато счастье плебса и всадников значительно возрастет. Вакханалии пройдут в доме губернатора, если у вас будут лишние денарии и вино, однако сразу возрастет счастье патрициев. Расценки на праздники меняются от игры к игре и зависят от размеров города, поэтому точных цифр и не привожу.
Ваши достижения (rating) позволят узнать, насколько вы достигли успеха по основным целям миссии.
Советник по имуществу (resource) подскажет, каково количество зданий, вырабатывающих тот или иной вид ресурсов, и сколько этих ресурсов находится на складах/рынках. Он же проинформирует о текущих ценах на отдельные виды товаров (только о тех товарах, которые можно купить или продать, если что-то не производится, то и информации не будет). И здесь же можно наладить торговлю, определив, сколько того или иного ресурса в год вы собираетесь продать или купить.
Миграционный советник (population) расскажет вам о том, каково отношение народа к вашему городу, есть ли желающие жить здесь или, наоборот, уехать. Причем информация предоставляется по каждому из классов.
Советники по образованию, религии, здоровью и развлечению уточнят, сколько в городе зданий соответствующего типа, каково их влияние и нужно ли что-то еще. Наконец, военный советник с армейской лаконичностью поведает обо всех имеющихся легионах и о том, сколько они слопали за последнее время.
Не могу сказать, что жизнь без советников в принципе невозможна, но, поверьте мне, с ними намного проще. Главное — вовремя узнавать информацию и правильно ей пользоваться.
Торговля и способы заработка денег
Каковы основные способы получения денег? Первый из них — продавать что-то собственному населению на рынках. Но деньги от этого поступают в конце месяца, и их еще надо собирать при помощи налоговых сборщиков. Они же собирают налоги с имущества аристократии. Есть даже стратегии игры, основанные на большом количестве аристократов, которые активно платят налоги. Проблема в том, что аристократы требуют большого количества благ, а это значит, что для того, чтобы они платили налоги, требуется немалое число обслуги. Поэтому ценность метода сильно падает.
Наконец, еще одним способом стать богатым и получить средства на развитие становится торговля. И она здесь существует не потому, что это весело, а для того, чтобы в ваших карманах наконец-то начали звенеть монеты.
Читайте также:
Последнее обновление: 4 ноября 2009 года